Перейти к основному содержанию

ОТМ

Журнал Общества теории музыки, 2022/3 (39):

 

Ровенко Е. В. Музыка как смыслообразующий компонент вангоговского мифа
В статье обосновывается особый статус музыки как онтологической основы искусства Винсента Ван Гога. Характеризуются, во-первых, те мысли художника о музыке живописи, которые обусловлены стремлением ассимилировать важнейшие эстетические идеи эпохи, а во-вторых, конкретные свойства живописи, позволяющие достичь специфической музыкальности полотен.

Амрахова А. А. Опыт классификации индивидуальных проектов в современной композиции
Цель настоящей статьи — показать, как когнитивные структуры влияют на формообразование в творчестве современных композиторов. В качестве методологической основы выступает процедурная замена следующего рода: это не поиск аналогии между произведением и типологическим образцом, а нахождение в тексте смысловых «отсветов» той или иной разновидности когнитивной модели, ментальной схемы, лежащей в основе композиции.

Сыров В. Н. Некоторые особенности формообразования в современной рок-музыке
Особенности формообразования в рок-музыке рассматриваются в эволюционном аспекте в контексте двух тенденций — имманентных преобразований и привнесения новых принципов извне. Первая связана с трансформацией песенной структуры за счет внутренних ресурсов материала куплета, вторая — с влиянием других форм европейской музыки, предполагающими иные средства развития материала по сравнению с куплетным принципом, и со становлением сквозной песенно-строфической формы, в которой важную роль играет музыкально-драматургический фактор.

Полозова И. В. Саратовское историческое и теоретическое музыкознание: история в 110 лет
Статья посвящена обобщенной характеристике саратовской музыковедческой школы, охватывающей весь период ее развития. Рассматриваются основные направления саратовского музыковедения: теоретические проблемы музыкального искусства, историческое музыкознание, этномузыкология, а также освещаются ведущие научные коллаборации консерватории, конференции и форумы, направленные на изучение фундаментальных проблем музыкознания.