Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie*: 18/1 (2021)

12.10.2021


*Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie (ZGMTH)  – созданный в 2003 году журнал Немецкого общества теории музыки (GMTH). На данный момент является единственным немецкоязычным специализированным журналом,посвященным вопросам теории музыки. Публикуется дважды в год. 

 




 

«В конце концов, ведь все гении искусства были мужчинами…». Понятие гения у Генриха Шенкера
Марко Дайзингер, Венский университет музыки и исполнительского искусства

 

Генрих Шенкер и его супруга Жаннет, которой он посвятил свою последнюю работу «Свободное письмо» (“Der freie Satz”, 1935)
Фото: Schenker Documents Online

 

Учитывая, что Шенкер разрабатывал свою теорию в то время, когда традиционная буржуазная гендерная иерархия ставилась под сомнение из-за изменения ролей мужчины и женщины, представляется разумным предположить не только связь между понятием «первичная линия» (Urlinie) и политическими убеждениями Шенкера, но и влияние идей гегемонной маскулинности на его теорию.  Статья продолжает тему специального выпуска ZGMTH «Теория музыки и гендерные исследования» (17/1, 2020) и позволяет заново открыть для себя аналитическую теорию Шенкера и ее автора.

 

В основе мировоззрения Шенкера лежала строго упорядоченная система. Она стала основой его теории иерархической структуры тональной музыки и объясняет то, почему он категорически отвергал «эмансипацию диссонанса». Система была для него иерархией, данной самой природой, а вершиной иерархии – непреходящий авторитет, воплощенный в гении

Тембр и форма в Испанской рапсодии Равеля. Анализ первой части («Прелюдия ночи»)
Лукас Хазельбёк, Венский университет музыки и исполнительского искусства

 

Пример спектрограммы из официальной документации Sonic Visualiser

 

Отправной точкой исследования стала мысль о тембре как ключевом факторе музыки Равеля, определяющем особенности формы его сочинений. Тембр и форма образует многомерное целое, которое можно рассматривать с различных точек зрения (мелодии, гармонии, энергетического потока, тембральной окраски, психологического ожидания и т.д.). В результате анализа использованием графических приложений Sonic Visualiser и MIRtoolbox автор приходит к выводу о поливалентности формы «Прелюдии ночи», сочетающей в себе движение по замкунутому кругу, с одной стороны, и стремление к неуклонному расширению этих границ, с другой.
 

В Prélude à la nuit особенно поразительно чередование тембров. В то время как внутри разделов тембры меняются относительно плавно (различаются лишь нюансы яркости звучания),  заметные тембровые цезуры устанавливаются на границах формы. Возникает эффект резких звуковых контрастов, светотеневых переходов, близкий смене кинематографических кадров

«Используйте 19 металлических деталей примерно одинакового тембра». Анализ 12-ти записанных исполнений Métaux (Pléïades) Ксенакиса
Дидерик Марк де Койстер, Лёвенский католический университет


Sixxen компании Lunason, изготовленный из алюминиевых пластин
Образец звучания этого инструмента представлен на сайте производителя на примере Métaux Ксенакиса

 

 

Sixxen – микротоновый ударный инструмент, спроектированный Янисом Ксенакисом для пьес Métaux и Mélanges из композиции Pléïades («Плеяды», 1978). Руководство по изготовлению этого инструмента носит приблизительный характер;  его тембровые, звуковысотные характеристики определяются компаниями-производителями. Это обстоятельство привело к появлению множества версий инструмента, существенно отличающихся друг от друга по своим музыкальным параметрам. В данной статье с помощью спектрального анализа 12-ти различных исполнений Métaux рассматривается влияние конструкторской неопределенности sixxen на восприятие произведения. 
 

Продолжая идеи акторно-сетевой теории (ANT) Мишеля Каллона, Бруно Латура, Джона Ло, я выдвигаю концепцию sixxen как явления, выходящего за рамки обычного музыкального инструмента. Вместо этого он становится перформативным объектом, который напрямую влияет на звуковой результат музыкального произведения

Явные и неявные правила сольной модальной импровизации в иранской музыке. Сравнительный анализ
Давуд Тавуси, Саарбрюккенский музыкальный университет 


Иранский трапециевидный сантур. Аналитическая часть исследования включает несколько импровизаций на этом инструменте Давида Тавуси.
Фото: Институт культуры Ирана


 

Редкая для тематики ZGMTH статья об одной из внеевропейских музыкальных традиций.  Ее автор, концертирующий исполнитель на сантуре, анализирует девять вокальных и инструментальных гуше (gūše) Gharache, многие из которых представлены в его собственных транскрипциях. Тавуси поднимает вопрос о взаимосвязи между свободой творческого самовыражения и систематически приобретаемыми знаниями, пишет о звуковысотных и композиционных особенностях иранской классической музыки, делится секретами искусства импровизации.
 

Я придерживаюсь мнения, что необходимо разработать новый метод анализа, который более точно учитывал бы логику и организацию этой музыки. Для этого в первую очередь необходимо рассмотреть формальную схему, обязательную для всех импровизационных выступлений

 Система сольмизации в El cantor instruido Мануэля Кавасы как пример разнообразия методов в XVIII веке
Луис Рамос, Бернский университет искусств/ Музыкальный университет Любека

Трактат «El cantor Instruido o Maestro aliviado»
Источник: Библиотека Мадридского университа Комплутенсе
 

Читателей ждет знакомство с певческим трактатом  испанского придворного гобоиста Мануэля Кавасы «El cantor Instruido o Maestro aliviado» (Мадрид, 1754), в котором сопоставляются различные сольмизационные системы XVIII века. Рукопись свидетельствует о прагматическом плюрализме методов в современной автору трактата певческой дидактике.

 


 

В поисках оптимальной системы сольмизации, пожалуй, единственно правильным девизом является фраза Кавасы, завершающая обзор французского метода: “Если вам это нравится, используйте”


Галеви, школьная фуга и заданный бас
Биргер Петерсен, Майнцский университет Иоганна Гутенберга