Теория музыки онлайн (Music Theory Online)*: Выпуск 27, № 3, сентябрь 2021 года

21.09.2021

*Music Theory Online (MTO) – Ежеквартальный журнал североамериканского Общества  теории музыки (SMT). Публикуется с 1993 года
 
                   

«В воздухе веет осенью, с ней появляется новый выпуск MTO. Не считая скорейшего завершения пандемии, что может быть прекраснее?» 
                     Эпиграф редакционной коллегии Журнала 





Обложка сентябрьского выпуска

Украшением осеннего выпуска MTO стали восемь статей рубрики «Специализированный симпозиум: архивные исследования в области музыки. Новые материалы, методы, дискуссии». Авторы большинства из них являются участниками группы исследователей автографов и архивных документов, созданной на ежегодном собрании SMT в 2016 г.

«Игра в имитацию Кейджа: Дешевая подделка и Песенники сквозь призму эскизов»   
Джеффри Перри, Университет штата Луизианы

Поводом к написанию статьи стали вопросы: как именно и для чего Кейдж связывает Эрика Сати и Генри Дэвида Торо, что с ними связывает самого Кейджа. Ответ на эти вопросы автор ищет с помощью автографов, вошедших в издание Song Books © 1970 by Henmar Press, экземпляра Журнала Торо из американского Фонда Кейджа и других редких документов. 
 

Создавая свою поэтику на основе работ Сати, Торо и других авторов, Кейдж одновременно прославлял своих кумиров и дистанцировался от них, стараясь достичь баланса между вовлеченностью и границами личного пространства

 «Диско-культура и ритуальное путешествие в советские 1980-е годы»
 Кевин Карнес, Эморийский университет

В центре внимания исследователя оказалась ключевая фигура латвийского андеграунда 80-х Харди Лединьша (Hardijs Lediņš), диджея, организатора культовых образовательных дискотек в Рижском политехническом университете, фестивалей современной музыки, на которых бывали Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, где впервые прозвучали сочинения в технике tintinnabuli Арво Пярта, Passionslieder Владимира Мартынова.  Автор воссоздает культурные реалии с помощью документов Латвийского центра современного искусства, материалов самиздата, частных коллекций.
 

В Нью-Йорке, Лондоне и других западных странах дискотеки подразумевали в основном танцы и свободное общение. Другое дело – дискотеки Лединьша: танцевальная часть была второй частью мероприятия, тогда как в первой участники становились слушателями музыки живой или в записи, сопровождаемой лекциями диджея, а также гостей о только что прозвучавших произведениях

В рубрике Статьи представлены три работы, не связанные с материалами симозиума:

«Макрогармонические прогрессии сквозь призму дискретного преобразования Фурье: анализ Реквиема Мориса Дюрюфле»
 Мэтт Чиу, Истменская школа музыки

Читателей ждет глубокое погружение в проблематику вычислительного анализа. Развивая идеи Яна Куинна (Ian Quinn), автор предлагает использовать математическую теорию Фурье (DFT) для изучения макрогармонии. Иллюстрирацией метода служит анализ органной партитуры Domine Jesu из Реквиема Дюрюфле.
 

Несмотря на то, что Эмануэль Аммиот (2016) провозгласил DFT «Священным Граалем» гармонического анализа, на данный момент на эту тему были проведены единичные исследования: в отношении музыки Лигети (Ян Куинн, 2007), Шуберта и Дебюсси (Джейсон Юст, 2016, 2017), Рут Кроуфорд и Шостаковича (Юст, 2016), Стравинского (Аммиот, 2017). Предлагаемая статья поддерживает растущий интерес к методу DFT применительно к музыкальному анализу

«Развернутые предложения: о репризности в сонатных формах Шуберта»
 Кейтлин Мартинкус, университет Виргинии


Исследование отражает неослабевающий интерес к изучению структурных особенностей предложений в музыке XIX века. Автор размышляет над характером композиционного мышления Шуберта на примере Симфонии №9 C-dur, D.944, Сонаты для фортепиано №19 c-moll, D. 958, Струнного квинтета C-Dur, D. 956, Струнного квартета  d-moll, D. 810 и выделяет особый тип предложения, третья часть которого является масштабированным развитием первоначального тезиса.
 

Заявления о композиционном несоответствии сонатных форм Шуберта долгое время играли неоспоримую роль в его маргинализации как автора инструментальной музыки. В этой статье я участвую в современных дискуссиях о Шуберте, переосмысливая значение присущей ему репризности в позитивном ключе

«Эмерджентная модальность: переход от минора к мажору как преломление концепции «от трагического к трансцендентому» в сольных песнях Брамса»
 Лоретта Терриньо, Джульярдская школа


Статья о парадоксальной интерпретации Брамсом темы «жизнь vs смерть» средствами гармонического языка. В анализе песен «Todessehnen» (op. 86, № 6), «Schwermut» (op. 58, № 5),  «Dämmrung senkte sich von oben» (op. 59, № 1) автор опирается на шенкеровский метод и маркеры поэтической темпоральности, размышляя о стадиальности и философских идеях на пути брамсовской музыки от минора к мажору. 
 

Словно поддерживая надежду и утешая тем, что трансцендентность возможна, песни Брамса помогают своим героям спастись от жизненных невзгод, с которыми их будет связывать только текст первоисточника

Завершает осенний выпуск рецензия Джонатана де Соуза (Университет Западного Онтарио) на книгу теоретика и альтиста Джона Пола Ито «Теория фокусного импульса. Музыкальная выразительность, метр и тело» из серии Музыкальный смысл и интерпретация (Indiana University Press, 2020).